Детский массаж и гимнастика

Массаж является ценным терапевтическим методом, широко и с успехом применяемым  при целом ряде заболеваний. На сайте Вы можете ознакомиться с приемами детского массажа и гимнастики для малышей. Представленная на сайте информация, не является прямым руководством к действию и требует обязательной консультации с врачом или специалистом!


Medchild.ru » Информация » Общие сведения »

Психо-физическое развитие ребенка в течение 1-го года жизни.

Физическое и неврологическое развитие ребенка в течение 1-го года жизни

Месяц 1-й.

Положение ребенка зависит от преобладания флексорной гипертонии в конечностях. Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу, ноги согнуты и слегка отведе­ны в бедрах. В положении на животе ребенок поворачивает голову в сто­роны, чаще к источнику света, на раздражитель реагирует общей двига­тельной активностью, движения не координирует.

В положении на живо­те ребенок приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии (лабиринтный установочный рефлекс на голову). К концу 1-го месяца жизни (а иногда и раньше) появляются зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося объекта од­ними глазами без участия головы. Зрительные реакции в этот период имеют ряд особенностей: они непостоянны, не влияют на общие движения ре­бенка, длительность их незначительна. Глаза следуют за предметом с боль­шим опозданием, как бы догоняя его, движения глазных яблок толчко­образные. Звуковые раздражители не дифференцируют. Ребенок издает гортанные звуки. Все безусловные рефлексы ярко выражены.

Месяц 2-й.

Уменьшается влияние флексорного тонуса на положение туловища и конечностей, повышается тонус в разгибателях, увеличивается объем активных движений. Ребенок чаще отводит руки в стороны, подни­мает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок, поворачивает го­лову в сторону. Уменьшается влияние экстензорного тонуса на положение головы. На животе ребенок удерживает голову по средней линии более про­должительное время, начинает удерживать голову в вертикальном положе­нии, но еще непостоянно (голова болтающаяся), фиксирует взор на непо­движном предмете. Движения глазных яблок становятся плавными, коор­динированными; реакции фиксации взора, прослеживания и конвергенции начинают возникать при разнообразных положениях. Так, зрительная фик­сация предмета наблюдается не только в положении ребенка на спине, но и на животе, в вертикальном положении. Находясь в вертикальном положе­нии, ребенок вначале фиксирует предметы, расположенные на большом расстоянии, и лишь постепенно у него формируется умение фиксировать близкие предметы.

Движения головы начинают включаться в систему опти­ко-приспособительных реакций. Конвергенция еще несовершенна, что за­трудняет возникновение зрительных реакций на разнообразно расположенные предметы. Ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение с ним, гу­лит; преобладают положительные эмоциональные реакции. Врожденные рефлекторные реакции еще хорошо выражены, за исключением реакции опоры и автоматической походки новорожденных.

Последние постепенно угасают, и развивается физиологическая астазия-абазия. Начинают развиваться выпрямляющие рефлексы туловища, вырабатываются рефлексы по­ложения. Таким образом, на 2-м месяце жизни закрепляются цепные сим­метричные рефлексы, которые, развиваясь и совершенствуясь, будут спо­собствовать вертикальной установке тела.

Месяц 3-й.

Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот; в положении на животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом, хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спи­ны на бок. В этот период ослабевает дорсальная флексия стопы. В связи с этим подошвенная флексия встречает меньшее сопротивление. Ребенок сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. На­блюдается сочетанный поворот головы и глаз в сторону. Зрительные реак­ции более длительные. Более дифференцированно ребенок отвечает на раз­личные раздражения, поворачивает голову на голос матери, пристально смотрит на лица, делает попытку рассмотреть вложенную в руку игрушку, прослеживает предмет не только лежа на спине, в вертикальном положе­нии, но и на животе; улыбается, иногда смеется; ярко выражены и долго со­храняются положительные эмоциональные реакции. Улыбка сопровождает­ся двигательной активностью, общим оживлением. Если ребенок здоров, то в течение всего времени бодрствования находится в радостном состоянии.

Интенсивные движения, которые возникают при эмоциях радости, способ­ствуют снижению физиологической флексорной гипертонии мышц ребен­ка и стимулируют развитие реципрокности. Ребенок гулит, дольше тянет гласные звуки.

В этом возрасте у ребенка имеются специфические рефлекторные реак­ции. В связи с возрастающей ролью коры головного мозга и развитием про­извольной активности на 3-м месяце жизни продолжается торможение врожденных рефлексов, ослабевают лабиринтные шейные тонические рефлексы, расширяется деятельность анализаторов, возрастает значение дви­гательного и слухового анализаторов по сравнению с тактильным. Если в первые месяцы жизни поисковый рефлекс возникает в ответ на тактильный раздражитель, то в конце 3-го месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется и приготавливает себя к акту сосания. В воз­расте 2 мес ребенок схватывает предмет, который соприкасался с ладонной поверхностью. В конце 3-го и начале 4-го месяца хватательный рефлекс ос­лабевает и развивается произвольное захватывание предмета. Ребенок ви­дит игрушку, тянется к ней и схватывает ее.

Месяц 4-й.

Ребенок хорошо держит голову, поворачивается по на­правлению звука, тянется к игрушке, хватает ее, ощупывает предметы рука­ми, тянет их в рот, поворачивается на бок, при потягивании за руки садит­ся, с поддержкой сидит; лежа на животе, опирается на предплечья под пря­мым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. К этому возрасту исче­зает физиологическая флексорная гипертония.

Ребенок внимательно следит за движущимся предметом, постепенно у него развивается зрительномоторная координация. Он различает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные звуки. Безусловные рефлексы продолжают отхо­дить на второй план. На базе хватательного рефлекса формируется произ­вольное хватание предметов. В положении на животе ребенок может под­нять голову и туловище против силы тяжести.

Месяцы 5-й и 6-й.

Ребенок сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно, но при сидении еще выражен кифоз позвоночни­ка; поворачивается со спины на бок и живот, на животе опирается на разо­гнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони, на­чинает схватывать предметы, к которым прикоснулся не только ладонной, но и тыльной или боковой стороной кисти. Лабиринтная реакция на голову становится отчетливее. Модифицируется шейная выпрямляющая реакция. Ротация между грудной клеткой и тазом создает возможность поворачи­ваться со спины на живот, а немного позднее и с живота на спину.

Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемеща­ет тело с одной руки на другую. У ребенка развивается защитная экстензия рук вперед и назад. Лежа на спине, он играет со стопами; поворачивает го­лову по направлению звука, различает знакомые лица, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Эмоциональные проявления более разнообразны.

Ребенок произносит согласные звуки, у него появляются первые попытки произносить слоги «ба», «па», «ма», «дя».

Месяцы 7-й и 8-й.

Ребенок самостоятельно устойчиво сидит, сохра­няет равновесие, встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину делает попытки сесть самостоятельно из положения на спине, при поддерж­ке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Реакция равнове­сия выражена в положении на спине, на животе, сидя. Защитная экстензия рук вперед и в стороны позволяет ребенку сидеть с сохранением равновесия и предотвращает падение. С помощью рук малыш садится из положения на спине и на животе, рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую, движения носят более целеустремленный характер. Ребенок протя­гивает руки к матери и знакомым, хлопает в ладоши, повторяет слоги «ма­ма», «баба», старается привлечь к себе внимание взрослых, распознает чу­жих, хорошо знает родителей, ищет взором нужный ему предмет, выражает удивление или интерес при знакомстве с новыми предметами.

Месяцы 9-и и 10-й.

Ребенок встает на колени, держась за барьер, передвигается, держась за опору, стоит с поддержкой, делает попытки сто­ять самостоятельно, ползает. Движения относительно координированы. Ре­бенок подражает движениям взрослых, берет мелкие предметы двумя паль­цами, собирает разбросанные игрушки, достает игрушки из ящика, следит за падением бросаемых предметов; наблюдает за взрослыми, машет им ру­кой, ест ложкой с помощью взрослых, знает значение часто употребляемых слов, название любимых игрушек, находит их среди других, говорит отдель­ные слова: «папа», «мама», «баба», «дядя» и т.д. Выполняет простые требова­ния взрослых, понимает запреты.

Месяцы 11-й и 12-й.

Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчивая, ма­лыш часто падает, у ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук на­зад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спи­не. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свобод­но манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять  упавшую игруш­ку, знает название многих предметов, локализует болевые раздражения, ука­зывает части тела, помогает при одевании, ест самостоятельно ложкой, вы­полняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова.



Назад
Детский массаж и гимнастика, как профилактика и лечение многих заболеваний в педиатрии.

Новости:

11-02-2015
Купание новорожденных детей
Как правильно провести водные процедуры для новорожденного, подготовка ванны, правильное купание и другие полезные советы...

12-01-2015
Массаж младенцу и послеродовая депрессия
Массаж вашему малышу, вы сможете сделать самостоятельно, это будет одним из способов, который может помочь вам преодолеть депрессивное состояние и получить удовольствие и радость материнства...

07-09-2014
Как правильно приучить ребенка к горшку?
Современные врачи говорят о том, что каждый ребенок осваивает эту «непростую» процедуру – умение пользоваться туалетом – совершенно индивидуально. В какой возрастной промежуток обычно эта готовность созревает?....




Телепередача с участием Семенова Владимира Юрьевича

Телепередача с участием Семенова Владимира Юрьевича
Лаболатория анализов  в москве Медицинский центр диагностики профилактики  и лечения ЭНДОМЕДЛАБ
рождество Платформа для общения, развития и обучения родителей, малышей, детей и подростков
 
 
 

Детский массаж и консультация ( г.МОСКВА)
Телефон для контакта:   8 (905) 780-5076 Владимир Юрьевич