Детский массаж и гимнастика

Массаж является ценным терапевтическим методом, широко и с успехом применяемым  при целом ряде заболеваний. На сайте Вы можете ознакомиться с приемами детского массажа и гимнастики для малышей. Представленная на сайте информация, не является прямым руководством к действию и требует обязательной консультации с врачом или специалистом!


Medchild.ru » Информация » Заболевания »

Речевые расстройства у детей раннего возраста

Речевые расстройства у детей раннего возраста

Сложнее выявить такие, на первый взгляд незаметные расстройства, как минимальная дизартрия (МДР), которые выявляются лишь при многократных исследованиях функций арти­куляционного аппарата. У детей с подобными проявлениями на первый план выходят частичная диспраксия, поверхностное дыхание, непол­ноценный речевой выдох, своеобразие голосовых модуляций и просодики в целом, несовершенная мимика при внешней сохранной лицевой иннервации.

Как правило, эти нарушения принято называть стертой формой дизартрии, но это не означает, что они легче, так как требуют боль­ших затрат коррекционных усилий на их преодоление. Своевремен­ное обращение к специалисту позволит на раннем этапе организо­вать помощь по предотвращению последствий МДР, которые к возрасту 4,5-5 лет переходят в разряд стойких речевых дефектов, что затрудняет их последующую коррекцию. Все это влечет за собой вторичные речевые устные и письменные нарушения.

В современной логопедии известно множество методик по пре­одолению грубых форм дизартрии, целью которых является адапта­ция артикуляционного аппарата к таким жизненно важным функци­ям, как жевание, глотание, мимические эмоционально-волевые проявления. Но необходимо обратить внимание на артикуляционную иннерва­цию ребенка, если при имеющейся неврологической симптоматике в развитии как таковых дизартрических нарушений не прослежива­ется. У детей с правосторонним гемипарезом, как правило, имеется риск фонетико-фонематического недоразвития речи (дислалия - нарушение звуко произношения), ос­ложненного явной дизартрической патологией, а у детей с левосторонним гемипарезом - общее недоразвитие речи (дезорганизация всех речевых компонентов, осложненная стертой формой дизартрии).

В подобных случаях необходимы ранние коррекционные меры для предотвращения возникновения вторичных речевых расстройств.

В число таких мер входят:

  • своевременное распознавание МДР (элементы классического псевдобульбарного синдрома: (дисфония - расстройство голосообразования), амимия - отсутствие мимики при различных заболеваниях ЦНС, слабость со­сательного акта, нарушения иннервации мягкого неба, нозальность)
  • дифференциация диагностируемых минимальных проявлений дизартрии (наличие невыраженных нарушений тонких арти­куляционных движений, девиация и тремор языка, измененной конфигурации; возникновение трудностей в переключении артикуляционных движений и удержание поз; наличие синкинезий в виде содружественной подвижности челюсти и пальцев рук с движениями языка)
  • проведение пробных коррекционных мер для выявления сте­пени артикуляционной дизадаптации
  • логопедическая коррекция минимальных дыхательных голо­совых и артикуляционных расстройств.

Успех коррекционных занятий зависит от их своевременности и интенсивности. Степень развития интеллекта и уровень лексического запаса и грамматического строя речи ребенка не являются препятствием для занятий.

Работа по преодолению МДР начинается с активизации речево­го дыхания:

  • вдох носом, выдох ртом;
  • вдох носом, выдох через одну ноздрю попеременно;
  • вдох ртом, выдох с пением гласного звука;
  • задерживание выдоха после глубокого вдоха с последующим
    медленным выдохом.

Затем можно приступать к преодолению дисфонических прояв­лений, так как не замечаемые в потоке речи, они проявляются в момент максимальной голосовой нагрузки, что зачастую мешает полноценной коммуникации и адаптации ребенка в детском коллективе:

  • надувание щек;
  •  массаж кончиком языка мягкого неба;
  • пение звука А с максимальным подниманием мягкого неба, имитация зевка, покашливания;
  • распевание сочетаний гласных звуков А, У, И, О, Э, что позволяет закрепить восстанавливаемую голосовую функцию и увеличивает звучность и диапазон.

Перед становлением звука при возрастной норме лексики и удов­летворительном развитии грамматического строя речи необходи­мо корректировать артикуляционный праксис:

  • опускание и поднимание нижней челюсти; 
  • поднимание языком верхней губы и оттягивание нижней губы
    вниз; потягивание языка до носа и подбородка;
  • движение языка от верхних зубов к нижним с максималь­ной амплитудой при широко раскрытом рте;
  • оттягивание языком щек от зубных рядов справа и слева;
  • поиск языком купола неба, альвеол, зубов;
  • коррекция смыканий губ, зубов, проводимая в игровой форме;
  • направленный выдох через сомкнутые губы по желобку языка;
  • небно-глоточные упражнения с подниманием задней части языка к мягкому небу;
  • язычные упражнения, связанные с удерживанием сложных артикуляционных укладов.

После этого можно приступать у работе над произношени­ем звуков, используя традиционную артикуляционную гимна­стику.

Занятия по преодолению МДР можно проводить в раннем возрасте в игровой форме, используя элементы пассивной артикуляцион­ной гимнастики, основой которой являются разведение губ в улыбку и сведение в трубочку, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, как правило, сохранно.

Таким образом, своевременное проведение коррекционных ме­роприятий позволяет не только дифференцировать артикуляци­онные двигательные расстройства, но и не допускать развития грубых стойких нарушений звукопроизношения, своевременно сформи­ровать речевое дыхание, просодику, способствовать полноценно­му развитию фонетической, лексической, а затем и грамматичес­кой стороны речи.

Консультация логопеда.



Назад
Детский массаж и гимнастика, как профилактика и лечение многих заболеваний в педиатрии.

Новости:

11-02-2015
Купание новорожденных детей
Как правильно провести водные процедуры для новорожденного, подготовка ванны, правильное купание и другие полезные советы...

12-01-2015
Массаж младенцу и послеродовая депрессия
Массаж вашему малышу, вы сможете сделать самостоятельно, это будет одним из способов, который может помочь вам преодолеть депрессивное состояние и получить удовольствие и радость материнства...

07-09-2014
Как правильно приучить ребенка к горшку?
Современные врачи говорят о том, что каждый ребенок осваивает эту «непростую» процедуру – умение пользоваться туалетом – совершенно индивидуально. В какой возрастной промежуток обычно эта готовность созревает?....




Телепередача с участием Семенова Владимира Юрьевича

Телепередача с участием Семенова Владимира Юрьевича
Лаболатория анализов  в москве Медицинский центр диагностики профилактики  и лечения ЭНДОМЕДЛАБ
рождество Платформа для общения, развития и обучения родителей, малышей, детей и подростков
 
 
 

Детский массаж и консультация ( г.МОСКВА)
Телефон для контакта:   8 (905) 780-5076 Владимир Юрьевич